Авторы — Ю. Н. Кудряхов и В. П. Голубев
Тест направлен на диагностику личности ребенка и его системы отношений.
Как оценить
1-й квадрат характеризует отношения ребенка с окружающим миром. Если точка является смысловым центром рисунка, это значит, что ребенок стремится к максимальной, полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. Если точка не замечается, это указывает на то, что ребенок не замечает, что его окружает, не учитывает многие элементы среды, его поведение протекает вне ситуации. Если точка является частью чего-либо, это говорит как о стремлении ребенка учесть каждый элемент среды, так и о его нерешительности. |
2-й квадрат выявляет агрессивность. Прямые символы агрессии — это открытая пасть, зубы, когти, большие размеры рисунка. Ярко прорисованные глаза говорят о повышенной восприимчивости и подозрительности. Хвост символизирует злопамятность. Если крокодил замаскирован, он в зарослях или плывет в воде, это означает скрытую агрессию. Если крокодил смотрит вправо, это говорит о нацеленности ребенка на будущее, если влево — на прошлое. |
3-й квадрат характеризует поведение в социальной группе. Если рисунок выходит за рамки квадрата, это свидетельствует о нарушении норм поведения. Большой слон — стремление к доминированию в группе, наличие лидерских качеств. Бивни означают агрессивное поведение в группе. Уши говорят о прямой заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. Поднятый хобот означает стремление привлечь к себе внимание. Ресницы — о наличии демонстративных черт в характере. Поднятый хвост символизирует положительную оценку себя, своих действий в группе. Опущенный хвост — недовольство собой. Если слон стоит анфас, это означает эгоцентризм ребенка в ходе социального взаимодействия. Если слон повернут спиной к зрителю, это говорит о пренебрежительном отношении ребенка к социуму. |
4-й квадрат выявляет особенности общения. Подпись в середине квадрата говорит об общительности. Подпись в верхней части квадрата означает стремление подчеркнуть свою значимость. Подпись в нижней части квадрата говорит о том, что ребенок привык к типичному социально-ролевому общению. |
5-й квадрат характеризует отношение к реальности. Если ребенок делит рисунок пополам и не пытается объединить противоречия, это означает, что его не смущают и противоречия, и противоположности в мире, он воспринимают жизнь такой, какая она есть. Если ребенок не замечает противоречия, это говорит о несформированном подходе к реальности. Если на рисунке отражено субъективное объединение противоречий (например, изображен человек, который загорает и спит), это означает эгоцентризм ребенка в оценке реальности. |
6-й квадрат описывает поведение в конфликтной ситуации. Если наклонная фигура принимается за елку и на рисунке человек ее рубит или пилит, это говорит о свойстве разрешать конфликтную ситуацию с помощью агрессии. Если на рисунке изображено множество наклонных фигур, это свидетельствует о свойстве разрешать конфликтную ситуацию путем ее обострения (плач, крик, истерика). Если рядом с наклонной фигурой нарисована прямостоящая фигура или наклонная фигура каким-то образом стабилизирована, это указывает на свойство ребенка разрешать конфликтную ситуацию разумным путем. Если на рисунке елка превращена в ракету или стаю птиц, это говорит о свойстве нейтрализовывать конфликт путем вытеснения его из своего сознания. Если нарисованы пеньки или звери, убегающие от елки, это указывает на свойство ребенка пассивно разрешать конфликтную ситуацию. Если елка превращена в фейерверк, это выявляет склонность взрываться в конфликтной ситуации вспышками гнева. |
7-й квадрат представляет собой автопортрет личности ребенка. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить ребенка как можно более полно охарактеризовать его, рассказать о чертах характера этого человека, привычках, склонностях, проблемах и т. д. Выражение лица человека является характеристикой типа личности обследуемого. То же самое нужно сделать, если изображены неодушевленные предметы (кукла, снеговик) или животные. |