Автор — Е. Торренс
Тест предназначен для выявления творческого потенциала ребенка, уровня креативности мышления.
Методика включает в себя три мини-теста. На этой и следующей страницах представлены первые два мини-теста.
Как оценить
Выполнение заданий оценивается по пяти показателям:
- Беглость — характеризует творческую продуктивность ребенка. Оценивается только во втором и третьем мини-тестах в соответствии со следующими правилами:
а) необходимо подсчитать общее количество рисунков ребенка;
б) при подсчете показателя учитываются только адекватные ответы. Если рисунок из-за своей неадекватности не получает балл по беглости, то он исключается из всех дальнейших подсчетов.
! Неадекватными считаются рисунки, при создании которых предложенный стимул (незаконченный рисунок или пара линий) не был использован как составная часть изображения, а также рисунки, представляющие собой бессмысленные абстракции и/или имеющие бессмысленное название. |
! Осмысленные, но повторяющиеся несколько раз рисунки считаются за один ответ. |
в) если две (или более) незаконченные фигуры во втором мини-тесте использованы при создании одной картинки, то начисляется количество баллов, соответствующее числу используемых фигур, так как это необычный ответ;
г) если две (или более) пары параллельных линий в третьем мини-тесте использованы при создании одной картинки, то начисляется только один балл, так как выражена одна идея.
- Оригинальность — самый значимый показатель креативности. Подсчитывается по всем трем мини-тестам.
Степень оригинальности говорит об уникальности, специфичности творческого мышления ребенка.
Правила подсчета:
а) оценка за оригинальность основывается на статистической редкости ответа. Обычные, часто встречающиеся ответы оцениваются в 0 баллов, все остальные — в 1 балл;
б) оценивается рисунок, а не название!
в) общая оценка за оригинальность получается в результате сложения оценок по всем рисункам.
Список ответов на 0 баллов за оригинальность
Мини-тест № 1
Оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом, — рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком, туловище, морда), озеро, лицо или фигура человека.
Мини-тест № 2
Фигура № 1 | Цифра (цифры), буква (буквы), очки, лицо человека, птица (любая), яблоко |
Фигура № 2 | Буква (буквы), дерево или его детали, лицо или фигура человека, метелка, рогатка, цветок, цифра (цифры) |
Фигура № 3 | Цифра (цифры), буква (буквы), звуковые волны (радиоволны), колесо (колеса), месяц (луна), лицо человека, парусный корабль, лодка, фрукт, ягоды |
Фигура № 4 | Буква (буквы), волны, змея, знак вопроса, лицо или фигура человека, птица, улитка (червяк, гусеница), хвост животного, хобот слона, цифра (цифры) |
Фигура № 5 | Цифра (цифры), буква (буквы), губы, зонт, корабль, лодка, лицо человека, мяч (шар), посуда |
Фигура № 6 | Ваза, молния, гроза, ступень, лестница, буква (буквы), цифра (цифры) |
Фигура № 7 | Цифра (цифры), буква (буквы), машина, ключ, молот, очки, серп, совок (ковш) |
Фигура № 8 | Цифра (цифры), буква (буквы), девочка, женщина, лицо или фигура человека, платье, ракета, цветок |
Фигура № 9 | Цифра (цифры), буква (буквы), волны, горы, холмы, губы, уши животных |
Фигура № 10 | Цифра (цифры), буква (буквы), елка, дерево, сучья, клюв птицы, лиса, лицо человека, мордочка животного |
Мини-тест № 3
Книга, тетрадь, бытовая техника, гриб, дерево, дверь, дом, забор, карандаш, коробка, лицо или фигура человека, окно, мебель, посуда, ракета, цифры.
- Абстрактность названия — выражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы. Этот показатель подсчитывается в первом и втором мини-тестах. Оценка происходит по шкале от 0 до 3.
0 баллов | За очевидные названия, простые заголовки (наименования), констатирующие класс, к которому принадлежит нарисованный объект. Эти названия состоят из одного слова, например: «Сад», «Горы», «Булочка» и т. п. |
1 балл | За простые названия, описывающие конкретные свойства нарисованных объектов, наименования класса, к которому относится объект: «Мурка» (кошка), «Летящая чайка», «Новогодняя елка», «Мальчик болеет» и т. п. |
2 балла | За образные описательные названия: «Загадочная русалка», «SOS»; названия, описывающие чувства, мысли: «Давай поиграем» и т. п. |
3 балла | За абстрактные, философские названия. Эти названия выражают суть рисунка, его глубинный смысл: «Мой отзвук», «Осеннее настроение» |
- Сопротивление замыканию — отображает способность ребенка длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей. Подсчитывается только во втором мини-тесте.
Оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов | Если фигура замыкается самым быстрым и простым способом: с помощью прямой или кривой линии, сплошной штриховки или закрашивания, если фигура превращена в буквы и цифры |
1 балл | Если ребенок быстро и просто замкнул фигуру, но после дополнил ее деталями снаружи |
2 балла | Если фигура не замыкается вообще, оставаясь открытой частью рисунка, или замыкается с помощью сложной конфигурации |
- Разработанность — отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи. Оценивается во всех трех мини-тестах по следующим принципам.
1 балл | За каждую существенную деталь рисунка, дополняющую исходную стимульную фигуру. При этом однотипные детали (например, лепестки у цветка) оцениваются только один раз |
+ 1 балл | Если рисунок содержит несколько одинаковых предметов |
+ 1 балл | За каждую отличительную деталь у повторяющихся предметов |
0 баллов | Очень примитивные изображения с минимальной «разработанностью» |
Интерпретация общего результата теста Торренса
Просуммируйте баллы, полученные при оценке всех пяти факторов, и поделите эту сумму на пять.
Полученный результат означает следующий уровень креативности по Торренсу:
30 — низкий;
30–34 — ниже нормы;
35–39 — несколько ниже нормы;
40–60 — норма;
61–65 — несколько выше нормы;
66–70 — выше нормы;
>70 — высокий.