Автор — М. З. Дукаревич
Методика подходит для выявления личностных черт ребенка, уровня тревожности и самооценки.
Как оценить
1. Положение рисунка на листе.
А. В норме рисунок должен быть расположен на средней линии (вертикально). |
Б. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка и недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих. |
В. Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, потребность в признании. |
2. Центральная смысловая часть фигуры (голова, уши).
А. Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к действительности. Почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает реализовываться (хотя и не доводится до конца). Человек активно переходит к реализации своих намерений. |
Б. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, размышлениям, лишь незначительная часть замыслов реализуется. Нередко это страх, нерешительность, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно). |
В. Положение «фас» (голова направлена на рисующего) трактуется как эгоцентризм. |
Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) говорит о том, что ребенок ценит в себе и окружающих ум.
Особое значение придается глазам. Если радужка особенно резко прорисована, это означает переживание ребенком страха. Обратите внимание на наличие ресниц. Ресницы обозначают заинтересованность ребенка в восхищении окружающих, а также истероидно-демонстративные манеры в его поведении.
Прямое значение ушей — заинтересованность в информации, значимость для ребенка мнения окружающих о себе.
Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерненный, трактуется как легкость возникновения страхов, опасения, недоверия. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии губ трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисованной губой — чувственность. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная.
Рога на голове означают стремление ребенка защититься, ногти, щетина, иглы — агрессию.
Крылья и перья выражают стремление к самоукрашению и самооправданию.
Грива, шерсть, подобие прически выражают чувственность.
3. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, постамент).
Отсутствие лап рассматривается как поверхностность, неосновательность суждений, легкомыслие в выводах, иногда импульсивность в принятии решений.
Разнообразие положения этих деталей — свидетельство самостоятельности творческого начала ребенка.
4. Части, возвышающиеся над уровнем фигуры (крылья, дополнительные ноги, щупальца, перья, бантики и т. п.).
Трактуются как уверенность в себе, любознательность, увлеченность любимым делом, смелость, склонность обращать на себя внимание.
Хвосты выражают отношение к собственным действиям и поступкам. Если хвост направлен влево, это означает размышление об упущенном моменте из-за собственной нерешительности. Хвост, направленный вправо, трактуется как размышление о своих действиях, поступках в настоящее время. Если хвост направлен вверх, это означает уверенность, положительную оценку своих действий, поступков. Падающий вниз хвост выражает сожаление о содеянном, раскаяние.
5. Контур фигуры.
Контур фигуры, выполненный в острых углах, выступах, шипах, панцире, трактуется как агрессивная защита от окружающих.
«Грязная» контурная линия фигуры говорит о тревоге, страхе. Если линии удвоены, поставлены шипы, заслоны, это означает опасение, подозрительность. Выраженный верхний контур трактуется как защита от людей, реально имеющих возможность наложить запреты, ограничения, то есть старших по возрасту: родителей, учителей и т. п.
Выделенный нижний контур означает протест против насмешек, боязнь осуждения.
Жирные боковые контуры говорят о готовности к защите и самозащите.
6. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (заяц-летун, бегокот) и в этом случае трактуется как рациональность. Другой вариант словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксным окончанием (хвостолепиус, лаплеолярия) означает стремление к демонстрации собственного ума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (гляктер, ламю), которые выражают легкомысленность отношения к окружающему. Иронически-юмористические (риноручка, пузырищ) и инфантильные (тру-тру, бобобо) выявляют склонность ребенка к фантазированию. Непомерно длинные названия (аблюгаватарибомк) говорят о фантазировании защитного характера.